Глава 5

Сыщики оспаривают способ определения содержания масла в семенах масличных культур

📁  Обзор дела: Частные сыщики получают новое дело, их клиент хочет быстро и качественно определять процентное содержание масла в образцах семян масличных культур. Сыщики собрались вместе и решили продемонстрировать на примере образцов сои, как работает экономная непрерывная экстракция для определения содержания масла. Смогут ли они удовлетворить потребности клиента или, возможно, это будет их первое нераскрытое дело?

Шалот Холмс забирает заказанные своей командой обеды и возвращается в офис. Через пару минут пятеро сыщиков принялись за свои салаты, в этот момент Яйкюль Пуаро, усмехнувшись, говорит, что в его салат не мешало бы добавить чуть больше масла. Эта фраза вызывает смех у всех остальных, потому что такой комментарий как нельзя лучше соответствует сложившейся рабочей атмосфере, которая царит в агентстве с самого утра, как только сыщики взялись за своё очередное дело.

Утром этого дня Шалот Холмс поспешно вошёл в офис, в одной руке у него была чашка кофе, в другой – материалы нового дела. Он сразу же приступил к посвящению своей команды в детали этого задания. Их новый клиент занимается производством масел из различных масличных культур. Он хочет, чтобы агентство разработало быстрый и универсальный метод определения содержания жиров в образцах семян масличных культур, при этом метод должен соответствовать требованиям стандартов.

Утренние часы сыщики провели в мозговом штурме, и в результате было решено продемонстрировать подходящее оборудование, в первую очередь, метод непрерывной экстракции, на примере образцов сои. Теперь, взбодрившись после обеденного перерыва, они вернулись за круглый стол для дальнейшего обсуждения методов определения содержания масла в семенах масличных культур.

Предварительно уточнив у всех членов своей команды, желает ли кто-нибудь взять дело на себя, Шалот Холмс решает возглавить его самостоятельно. Он начинает свои объяснения с того, что стандартный метод определения содержания жиров в семенах масличных культур требует проведения экстракции прибором, собранным из различных стеклянных элементов. Время такой экстракции обычно составляет около 5 часов. Эквивалентным решением на экстракторе агентства будет метод Твиссельмана со стеклянной обвязкой для экономичной непрерывной экстракции (ECE).

Шалот Холмс ищет схематические изображения на своем ноутбуке и выводит изображения на экране проектора, чтобы вся команда могла видеть, о чем он говорит:

Шалот Холмс дает краткий обзор этих методов. Как экстрактор ручного типа, так и метод ECE, предназначены для процесса непрерывной экстракции, в ходе которой образец эффективно промывается свежеперегнанным растворителем, горячие пары которого проходят через образец и конденсируются в обратном холодильнике. Затем образец сушат до постоянной массы, а содержание жиров определяют гравиметрическим способом.

На этом этапе сыщики перестают сомневаться, стоит им использовать автоматический или ручной экстрактор жира, и решают перейти на автоматическую систему из-за целого ряда преимуществ:

Шалот Холмс предлагает рассмотреть этапы стандартного метода AOCS Ac 3-44, который сыщики будут использовать в своих экспериментах, что позволит им выполнить требование о соответствии нормативной документации. Сыщики обсуждают каждый этап анализа, чтобы оптимизировать процесс определения жиров в семенах масличных культур.

1. Предварительная сушка масличных культур

Немногим ранее в тот же день сыщики определились, что для своих экспериментов будут использовать образцы сои, в частности, эталонный стандартный образец AOCS с заведомо известным содержанием масла: 20,19%, с допустимыми пределами отклонения: от 19,27 до 21,11%. Яйкюль Пуаро объясняет, что определение содержания влаги в образце цельных соевых бобов и в измельченном гомогенизированном образце является обязательным для расчета содержания жира по отношению к содержанию влаги в образце семян масличных культур.

Таким образом, для начала работы необходимо выполнить следующие действия:

1. Взвесить 60 г соевых бобов в чашке Петри.

2. Поставить чашку с образцом в сушильный шкаф и выдержать при температуре 130 °C в течение 1 часа.

3. Охладить образец в эксикаторе до температуры окружающей среды (не менее 30 минут) и повторно взвесить образец.

Полученное значение влажности лабораторного образца должно находиться в пределах 3-6%. Если содержание влаги в образцах окажется выше 6%, значит, необходимо провести дополнительную предварительную сушку.

2. Гомогенизация образца масличных культур

На этом этапе сыщики должны гомогенизировать предварительно высушенный образец сои, используя механическую мельницу с ситом 1 мм.

3. Определение содержания влаги в измельченном образце

Шалот Холмс дает команде инструкции, согласно которым следует повторить первые три шага, аналогичные предварительной сушке масличных семян (п. 1), но навеска измельченных соевых бобов в чашке Петри на этот раз должна быть 5 г.

4. Взвешивание образца масличных культур

Шалот Холмс подчеркивает важность данного этапа и поручает своей команде сделать следующее:

1. Поместите целлюлозный вкладыш в держатель.

2. Всыпьте 2 г измельченного гомогенизированного образца в целлюлозный вкладыш и запишите точный вес образца.

3. Закройте вкладыш с образцом стекловатой.

5. Экстракция по Твиссельманну образцов масличных культур с помощью системы для экстракции жиров

Шалот Холмс настаивает на том, чтобы сыщики использовали абсолютно сухие и чистые стаканы, просушенные не менее 30 минут при температуре 102 °C. Затем стаканы необходимо охладить до температуры окружающей среды в эксикаторе в течение не менее 1 часа. Перед началом экстракции нужно записать вес стаканов. Шалот Холмс показывает своей команде изображение того, как помещать целлюлозные вкладыши с образцом в экстракционную камеру их системы для экстракции жиров :

Сделав так, как показано на картинке, частные сыщики должны заполнить стаканы растворителем и поместить их на соответствующую нагревательную панель. Затем они должны закрыть защитный экран и опустить стойку. После этого следует активировать занятые позиции, открыть подачу охлаждающей воды или включить подсоединенный охладитель.

Шалот Холмс составляет таблицу с параметрами, необходимыми для начала экстракции:

ПараметрЗначениеУровень нагрева
РастворительПетролейный эфир
Экстракция300 мин6
SmartDryingвкл
Объем растворителя (мл)70

6. Сушка и взвешивание экстрактов

После проведения экстракции жиров стаканы с экстрактом необходимо выдержать в сушильном шкафу при температуре 102 °C до постоянного веса. Затем эти стаканы необходимо охладить до температуры окружающей среды, для этого их помещают в эксикатор и выдерживают в течение не менее 1 часа, после чего записывают их вес.

Важно отметить, что время охлаждения стаканов в эксикаторе должно быть одинаковым до и после экстракции.

Разница в температуре стаканов искажает результаты.

7. Расчет содержания влаги в образцах масличных культур

Шалот Холмс завершает обсуждение, объясняя, как рассчитать содержание влаги в образцах соевых бобов. Он записывает следующие уравнения:

Где:

влажность, бобы % (Moisture, beans %): процентное содержание влаги в образце соевых бобов;

mперед сушкой (mbefore drying): масса пробы перед сушкой в сушильном шкафу (г);

mпосле сушки (mafter drying): масса пробы после сушки в сушильном шкафу (г);

влажность, измельченный образец % (Moisture, ground test sample %): процентное содержание влаги в гомогенизированном образце.

Процентное содержание масла рассчитывается в зависимости от содержания влаги в образце соевых бобов и остаточной влажности в измельченном гомогенизированном образце. Следовательно, можно рассчитать процентное содержание жиров при любой влажности, используя формулу:

Где:

масло % (Oil %): процентное содержание масла в образце без поправки на влажность;

mобщая (mTotal): вес стакана + вес образца (г);

mстакана (mBeaker): вес пустого стакана (г);

mобразца (mSample): вес образца (г);

заданная влажность (Moisture desired): общая влажность образца;

жиры при заданном содержание влаги, % (Oil, desired moisture basis %): процентное содержание масла в образце с поправкой на влагу;

F = % масла, определенного в смешанной пробе;

влага в измельченном образце % (Moisture in ground test sample %): процентное содержание влаги в измельченном образце.

После этого продолжительного обсуждения сыщики рады, наконец-то, приступить к реальной лабораторной работе. Группе потребовалось 5 часов для проведения экстракции шести образцов сои в соответствии со стандартным методом AOCS Ac 3-44.

Они смотрят на полученные результаты:

 Вес образца (m)Вес стакана (m)Общий вес (m) Жиры %
Образец 11,9774111,1950111,618621,42
Образец 21,9918111,4412111,871421,60
Образец 32,0437110,9196111,363221,71
Образец 42,0163110,9139111,349221,59
Образец 52,0585110,7613111,211821,88
Образец 61,9447111,1252111,559821,79
Среднее значение [%]21,66
СКО [%]0,76

Содержание масла в образце соевых бобов было скорректировано с учетом содержания влаги в исходном образце, поскольку для экстракции использовался предварительно высушенный образец:

 Значение
F21,66%
Заданная влажность6,12%
Содержание влаги в измельченном образце0,20%
Содержание жиров с поправкой на влажность20,46%

Вместе они смотрят на свои результаты и отмечают, что данные хорошо соответствуют ожидаемому значению с низким относительным стандартным отклонением (ожидаемое содержание жиров: 20,19%, предел погрешности: 19,27-21,11%).

Сыщики радостно бьют по рукам и начинают искать по своим телефонам новый бар, чтобы отпраздновать свое новое достижение – получение надежных и воспроизводимых результатов. Однако их торжества резко прерываются. Шалот Холмс не удовлетворён результатами проделанной работы, поскольку пока что удалось выполнить только одну просьбу клиента: провести определения содержания жиров в семенах масличных культур в соответствии с требованиями стандартов.

Он дает всем сыщикам задание – пойти домой и хорошенько подумать, как удовлетворить второе требование клиента относительно скорости процесса, для этого он рекомендует им воспользоваться такими материалами, как Полное руководство по анализу продуктов питания или Гид с пятью основными принципами экстракции жира. На следующее утро они снова встретятся и поделятся своими идеями. Сыщики с поникшими головами уходят домой размышлять в одиночестве.

Продолжение следует….

oilseeds, fat extraction, oil determination, soxhlet extraction, soybeans

Chapter 5

The detectives contend with determining oil content in oilseeds

📁  Case overview: The private investigators get a new challenge from a client looking to quickly and compliantly determine oil in oilseeds. The detectives put their heads together and decide to demonstrate how to use economic continuous extraction for oil determination in soybean samples. But are they able to satisfy the customer’s needs or is this going to be their first unresolved case?

Shallot Holmes picks up the lunch order of his team and heads back to the office. A few minutes later, the five detectives are busily munching on their lunch salads, when Eggcule Poirot laughs that his salad needs a bit more oil. The others chuckle along. Appropriate comment considering the five inspectors had been busily working on their next case since that morning.

Shallot Holmes had come in hurriedly, coffee in one hand, case file in the other hand. He had proceeded to fill in his team on all the details. Their newest customer was working on production of oil from oilseeds. He wanted their agency to develop a quick and compliant method for fat determination in oilseed samples.

The detectives had spent the morning hours brainstorming and had settled on demonstrating a suitable technique, mainly continuous extraction, using soybean samples. Now, refreshed after their lunch break, the detectives seated themselves around their roundtable to continue their discussion on oil determination in oilseeds.

Having given each of his colleagues a turn to head a case or a workshop, Shallot Holmes decides to take the lead in this oilseeds case. He starts off by explaining that the standard method for fat determination in oilseeds requires an extraction with a Butt-type extraction apparatus. The extraction time is typically around 5 hours. The equivalent to this on the agency’s fat extractor would be the Twisselmann extraction method with Economic Continuous Extractor (ECE) glass assembly.

Shallot Holmes searches for schematic drawings on his laptop and displays the images on the projector screen so the whole team can see:

fat extraction, classical extraction, automated extraction, fat extractor

Shallot Holmes gives a quick overview of the methods. Both Butt-type extractors and the ECE method are continuous extractions where the sample is constantly kept in hot solvent vapor while being efficiently rinsed with freshly distilled solvent. The sample is then dried to a constant weight and oil content is determined gravimetrically.

Here, the detectives stop to consider whether they should use an automated fat extractor or a manual extractor and decide to go for an automatic fat extraction system because of the following advantages:

fat extraction, fat determination, classical extractor, automated extractor

Shallot Holmes offers that they go through the steps of the standard method AOCS Ac 3-44 that the detectives will use for their experiments in order to meet the compliancy requirement. The sleuths discuss each step to optimize the process for oil determination in oilseeds.

1. Pre-drying of the oilseeds

Earlier in the day the detectives had decided to use soybean samples, in particular AOCS reference material with expected oil content 20.19% and limit of tolerance 19.27 to 21.11%. Eggcule Poirot explains that the determination of moisture content of the whole soybeans sample and the homogeneous sample is mandatory for calculating the fat content in relation to the moisture content of the oilseeds sample.

The steps required would be:

1. Weigh in 60 g of soybeans in petri dish.

2. Dry the soybeans in a drying oven at 130⁰C for 1 h.

3. Cool the sample in a desiccator to ambient temperature for at least 30 min and re-weigh sample.

The resulting moisture content of the lab sample should be in the range of 3-6%. If the samples have higher moisture than 6%, additional pre-drying is needed.

2. Homogenization of the oilseeds sample

Here, the detectives must homogenize the pre-dried soybean sample using a mechanical mill with a 1 mm sieve.

3. Determination of the moisture content of the ground test sample

Shallot Holmes instructs the team to perform the same three steps as required for pre-drying of the oilseeds, but to only weigh in 5 g of ground soybeans in a petri dish to start with.

4. Weighing of the oilseeds sample

Shallot Holmes highlights the importance of this part of the process and instructs his team to do the following:

1. Place the cellulose thimble into the thimble holder.

2. Weight 2 g of the homogeneous sample into the cellulose thimble and note the accurate weight of the sample.

3. Cover the sample in the extraction thimble with glass wool.

5. Twisselmann extraction of the oilseed samples using a fat extractor

Shallot Holmes insists that the detectives use dry and clean beakers that have been dried for at least 30 min at 102⁰C. These then need to be cooled down to ambient temperature in a desiccator for at least 1 hour and their weight must be recorded prior to extraction. Shallot Holmes shows his team a picture of how to place the cellulose thimbles with the sample into the extraction chamber of their fat extraction system :

extraction thimble; fat extractor; fat extraction

After this step, the private investigators must fill the solvent into the beakers and place the beakers on their corresponding heating plate. Then they must close the safety shield and lower the rack. The team must then activate the occupied positions, open the cooling water or switch on the connected chiller.

Shallot Holmes draws a table with the parameters they need for starting the extraction:

ParameterValueHeating Level
SolventPetroleum ether
Extraction300 min6
SmartDryingon
Solvent Volume (mL)70

6. Drying and weighing of the extracts

After the fat extraction, the beakers containing the extract must be dried in a drying oven at 102⁰C until a constant weight is reached. The beakers must then be cooled down to ambient temperature for at least 1 hour in a desiccator and their weight recorded.

Importantly, the cooling down time of the beakers in the desiccator must be same before and after extraction.

Differences in the temperature of the beakers falsify the results.

7. Calculation of moisture content of oilseeds sample

Shallot Holmes wraps up the discussion by explaining how to calculate the moisture content of the soybean samples. He writes down the following equations:

moisture content calculation

Where…

Moisture, beans %: Percentage of moisture in soybeans sample

mbefore drying: sample amount before drying in drying oven (g)

mafter drying: sample amount after drying in drying oven (g)

Moisture, ground test sample %: Percentage of moisture in homogenized sample

The percentage oil is calculated in relation to the moisture content of the whole soybeans sample and the residual moisture content of the ground test sample. Hence, it is possible to calculate to fat content to any desired moisture with the formulas:

moisture content calcultion; oilseeds

Where:

Oil %: Percentage of oil in sample without moisture correction

mTotal: Beaker extraction + extract (g)

mBeaker: Weight of empty beaker (g)

mSample: Weight of sample (g) Moisture desired: Total moisture of the sample

Oil, desired moisture basis %: Percentage of oil in sample with moisture correction

F = % of oil determined in mixed test portion

Moisture in ground test sample %: Percentage of moisture in mixed sample

After this lengthy discussion, the detectives spring into action, happy to get into performing actual lab work. It takes the team 5 hours to extract the soybean sample in six-fold in accordance with standard method AOCS Ac 3-44.

They take a look at their results:

 Weight (m) of sampleWeight (m) of beakerWeight (m) totalOil%
Sample 11.9774111.1950111.618621.42
Sample 21.9918111.4412111.871421.60
Sample 32.0437110.9196111.363221.71
Sample 42.0163110.9139111.349221.59
Sample 52.0585110.7613111.211821.88
Sample 61.9447111.1252111.559821.79
Mean value [%]21.66
rsd [%]0.76

The oil content of the soybeans sample was corrected to the moisture content of the beans sample because of a pre-dried sample was used for extraction:

 Value
F21.66%
Moisture desired6.12%
Moisture content of ground test sample0.20%
Oil, desired moisture base20.46%

Together, they look at their results and note that the data corresponds well with the expected value with a low relative standard deviation (expected oil content: 20.19%, limit of tolerance 19.27 – 21.11%).

The detectives high-five each other and start searching on their phones for a new bar to celebrate their achievement of reliable and reproducible results. But their celebrations are quickly cut short. Shallot Holmes is far from satisfied. So far, they have only met one request of the customer, to perform the fat determination in oilseeds compliantly.

He tells the others they need to go home and think carefully how to satisfy the client’s second requirement for speed with resources like the Food Processing Analytics Guide or the Five Essentials of Fat Extraction . They are to meet again the next morning and present their ideas. The detectives hang their heads and go home to think alone.

To be continued….